Социально-этические вопросы и проблемы были ключевыми факторами в философских размышлениях древних китайцев. В древнем Китае, в отличие от той же Древней Греции, все космогонические теории объясняли не только происхождение бесконечного многообразия разных природных явлений на земле и в небе, но также объясняли первоосновы государства вместе с властью правителя. Одно из главенствующих мест в социально-политических и в этических воззрениях большинства древнекитайских мыслителей занимали проблемы, связанные с умиротворением общества и эффективным управлением государством.
Конфуцианство
Так, конфуцианство, выражавшее преимущественно интересы высокородной знати, правление которой как раз в то время приходило в упадок, серьезно оспаривалось на идеологическом уровне “новыми богатеями”, появившимися из числа зажиточных общинников и купцов. Конфуций перед собой ставил двоякую цель.
Во-первых, упорядочить отношения родства внутри самой знати, привести в порядок ее взаимные отношения и сплотить всю родовую рабовладельческую верхушку общества. Это требовалось для противостояния нависшей угрозе потери власти вместе с последующим захватом ее “низшими” слоями общества.
Во-вторых, нужно было идеологически обосновать привилегированное положение в обществе родовой знати. Конфуций строго осудил тех, кто привлек к власти чужих людей, отстраняя при этом своих родственников. Он считал, что такие действия ослабляли господство наследственной аристократии.
Мо-цзы
Мо-цзы, в свою очередь, выступал против того, чтобы наследование власти велось по принципу родства. Впервые за всю историю Китая он стал на сторону теории происхождения государства и власти, как результата общего договора всех людей, в соответствии с которым власть вручалась всегда “самому мудрому ” и не зависела от его происхождения. Много в чем взгляды Мо-цзы на устройство государства перекликаются с идеями Платона и Эпикура, а также Лукреция.
Центральным пунктом учения моистов считается принцип “всеобщей любви”, который представляют собой некое этическое обоснование идей равенства людей, а также требования низов древнего китайского общества на право участия в политической жизни. В учении, которое пропагандировал Сюнь-цзы, все традиционные идеи по поводу основы управления, излагавшиеся Конфуцием, а также Мэн-цзы, переосмыслены и переиначены в сторону компромисса между ритуалами и современным, централизованным законодательством. Чуть позже появляется и школа легистов или законников.
Их главными представителями были Цзы-чан, Шан Ян, а еще Хань Фэй-цзы, они решительно выступали против всех пережитков родовых отношений, а главным их носителем считали наследственную аристократию. Так что легисты не менее резко, нежели моисты, осуждали конфуцианство. Ими отвергались методы управления, основанные на ритуалах или родовых традициях, а главная роль отводилась единым, законам и абсолютной и ничем не ограниченной власти главы государства.